Историческое рождение медицины как самостоятельного бизнеса, то есть дела направленного исключительно на зарабатывание денег произошло относительно недавно. Еще 100 лет назад медицина могла быть ремеслом, позволяла обеспечивать безбедную, а иногда и весьма состоятельную жизнь врача, сразу на ум приходит профессор Преображенский, но как самостоятельный бизнес, которым будут управлять люди имеющие не медицинское образование заговорят только в 2000-х тысячных годах. Но это в нашей стране, где частные клиники стали появляться в конце 80-х.
Управление клиникой за рубежом
В странах «развитого капитализма» медицина как бизнес стала развиваться фактически со времени создания клиника «Mayo», которая отчасти является пионером многих разработок для частной медицины. В частности, именно там была доработана до действующего образца идея Медицинской информационной системы, которая позволила управлять клиникой практически без использования бумажных документов.
Всегда интересно наблюдать что же становится пусковым механизмом инноваций и развития? В первую очередь – это наличие некой проблемы, желательно глобальной, как например, неизлечимая болезнь. Во вторую очередь интерес к поиску решений, которые могу приводить к измеримым результатам. И третье это, конечно, команда. Одна из немногих клиник в мире, которая смогла построить свою идеологию на основе взаимного сотрудничества всех членов организации – это «Кливлендская клиника» (Cleveland Clinic).
Управление в Cleveland Clinic
Идеология управления Кливленд клиник сводится по своей сути к командной работе. И это становится очень важным именно в сегодняшних условиях, работа по оказанию медицинской помощи это большой объем знаний, который не под силу охватить одному человеку. Это совместная работа врачей и среднего медперсонала. Для оказания действительно качественной медицинской помощи, надо создавать мультидисциплинарные команды и они должны эффективно работать вместе.
Кливлендская клиника является лидером в сфере кардиохирургии в США. Раньше в процессе лечения погибало около 20% пациентов. Если пациент оставался жив – это было для него настоящим чудом.
Сегодня пациент настроен изначально, что он должен выжить. Он также рассчитывает, что тот кто будет его лечить, поможет ему преодолеть травматический опыт. И это касается не лично врача, это задача всей организации.
Пациент получает 3 вида опыта попадая в Кливлендскую клинику.
Первое – это опыт получения медицинской помощи, второе физический контакт и третье – эмоциональный опыт.
Все это происходит направленно с помощью медицинского персонала. Все сотрудники стараются создать комфортное пространство с помощью архитектуры помещений и внутренней организации работы, но также важно направленно взаимодействовать с эмоциональным состоянием пациентов. Активировать все уровни восприятия, если они связаны с эмоциями, которые возникают у переживших хирургические операции, давать поддержку, которая сопоставима с духовной поддержкой семьи.
Клиника – это не здания, только персонал создаёт атмосферу, где от врачей до водителей и уборщиков, все наслаждаются ощущением, что они работают ради одной цели – помощи пациенту.
Командная работа позволила не только добиться высоких показателей результативности, но и совершить мировые прорывы, например, осуществить пересадку лица.
Сегодня в условиях конкуренции задача любой клиники создать внутреннюю культуру, где люди будут готовы делиться своей поддержкой и заботой с пациентами, что обязательно приведет к высоким бизнес-результатам.