Создаем медицинский центр «от идеи до пациентов»
1. Появление идеи создать медицинский центр
Идея создания бизнеса является отправной точкой, с которой начинаются все самые лучшие свершения. Для кого это становится делом всей жизни, а для кого «просто еще одним бизнесом». Идея – это подлинное вдохновение. Она должна мотивировать не только вас, но и всех ваших партнеров и коллег двигаться в одном направлении. Помните, что медицинский бизнес потребует максимальной выкладки. Придется применить все знания и весь свой опыт, чтобы добиться желаемых результатов.
2. Определение особенности, «фишки» медицинского центра.
Вы удивитесь, но в нашей стране по-прежнему существует острая нехватка качественных медицинских услуг. Особенностью медицинского бизнеса является то, что для каждого нового медицинского центра всегда есть своя группа потребителей. Предложите лучший сервис, профессионалов врачей и качественный рассказ о ваших возможностях и у вас всегда будут пациенты и возможности для развития бизнеса. При этом не стоит думать, что если вы откроете абстрактно «хорошую» клинику, то она будет прибыльной. Нужно абсолютно точно представлять, в какой рыночной нише клиника будет работать, как именно вы будете ее рекламировать, как будете устанавливать цену на ваши услуги, и на чем именно вы будете делать прибыль.
3. Составление списка потенциальных услуг.
Подготовка требует въедливости и детализации всего, что будет предлагать центр. Кого лечим? Как лечим ? По какой цене? Здесь с одной стороны требуется полет фантазии, а с другой все медицинские услуги давно придуманы и систематизированы. Вам надо выбрать направление работы и определить преимущества услуг медицинского центра опираясь на основную идею. На этом этапе необходимо сформировать основную бизнес-модель медицинского центра, определить нишу и целевой сегмент.
Бизнес-модель должна рассматривать клинику не как лечебное учреждение, а как предприятие по зарабатыванию денег. Распишите все каналы прихода денег и все каналы расхода денег. Если вы упустите из виду любой элемент затрат, то очень быстро клиника обанкротится, поэтому на этом этапе торопиться не стоит.
4. Расчет необходимого количества специалистов и размера помещений.
Этот этап подготовки один из самых важных. Вы определяете постоянную расходную часть – количество будущего персонала и стоимость аренды помещения.
Весь персонал клиники мы условно разделим на 2 части – линейный и обслуживающий. Линейный – это все, что связано с приемом пациентов и оказанием услуг, обслуживающий – это специалисты, которые обеспечивают работу самого центра. Сюда же входит работа по маркетингу, рекламе и продвижению в сети. Желательно обсуживающие работы сразу передать на аутсорсинг. Так проще контролировать результаты и нет необходимости вникать в технологии, которые требуют серьезного погружения.
Площадь помещений и требования к ним можно взять из СанПиН 2.1.3.2630-10. В каждом отдельном случае возможна индивидуальная корректировка. Основная цель это получить разрешительные документы из СЭС для прохождения лицензирования.
5. Поиск необходимого помещения и ведение переговоров по его аренде
Самостоятельный поиск подходящего помещения вопрос сложный и длительный по срокам. Проще эту задачу передать в профессиональное агентство, которое подберет помещение сообразно требованиям и при этом обеспечит чистоту сделки. В нашей практике очень часта обратная ситуация, когда формат медицинского центра подбирается под имеющиеся площади.
6. Подготовка документов по аренде
Как только помещение, которое подойдет для медицинского центра найдено необходимо пройти процедуру оформления и регистрации договора аренды. Если срок аренды не превышает 11 месяцев, то договор регистрировать не нужно. Лучше себя обезопасить и заключить договор на длительный срок от 3 –х лет с возможностью досрочного расторжения.
7. Создание юридического лица с соответствующим юрадресом.
Юридическое лицо можно создавать, как только появляется помещение и соответствующий ему адрес. Лицензия, которая будет получена в дальнейшем будет привязана именно к этому адресу.
8. Подготовка документов для получения сертификата СЭС
Рекомендуем работы связанные получение лицензии и всех необходимых для этого документов передать на аутсорсинг. Это будет выгоднее и быстрее.
9. Косметический ремонт помещения
Как правило этот пункт лучше заложить в свой план расходов, любое помещение, потребует небольшого ремонта и даже перепланировки.
10. Подготовка пакета документов для лицензирования: сотрудники
Необходимо убедиться, что все потенциальные работники имеют действующие дипломы и сертификаты, соответствующие их специализации в будущем медицинском центре. Если чего-то не хватает, то компания, которая занимается вашим лицензированием сможет подобрать необходимые документы. Этот этап формальный, но влияет на состав специалистов будущего медицинского центра.
11. Подготовка пакета документов для лицензирования: оборудование
Как правило для лицензирующей организации достаточно списка оборудования и пакета документов доказывающих, что это оборудование может применятся для оказания медицинских услуг. Это набор сертификатов соответствия и технических паспортов. Согласно законодательству Российской Федерации, вся медицинская техника должна иметь Регистрационное удостоверение Росздравнадзора и соответствовать требованиям, указанным в ФЗ РФ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008. А это означает, что она должна быть внесена в Государственный реестр, а также иметь специальную методику проверки характеристик.
12. Сбор полного пакета документов и подача в Департамент Здравоохранение
Финальный этап подготовки к лицензированию. С этого момент начинается обратный отсчет времени перед запуском центра.
13. Закупка оборудования
При выборе оборудования руководствуйтесь выбранной бизнес-моделью. Важно понимать, что выбор самого дорого и качественного оборудования – это расходная часть. Приобретайте только то, что действительно необходимо и соответствует затратам введенным в бизнес-план.
14. Расстановка оборудования для проведения первой выездной проверки
Подготовьте схему кабинетов, и расположения всех сотрудников. Надо учесть все особенности маршрутизации движения врачей и пациентов центра. Где и при каких обстоятельствах пациенты и специалисты должны пересекаться.
15. Прохождение проверки
Первая встреча с проверяющими органами как правило формальна и несет в себе оптимизм и поддержку. Как правило на этом этапе все согласования проведены и проблем и вопросов уже не возникает.
16. Начало подготовки к запуску медицинского центра.
Вот только сейчас мы приближаемся к реальной работе, которой придется заниматься как минимум ближайший год. Сейчас необходимо еще раз пересмотреть ранее созданный бизнес план и на его основе подготовить полный прайс-лист всех необходимых услуг, сопоставить их стоимость с конкурентами. Определить какие услуги должны стать локомотивом вашего бизнеса, а на какие предложения вы сможете делать скидки и проводить акции.
17. Разработка штатного расписания и подготовка списка необходимых сотрудников
Еще раз смотрим на два столпа медицинского центра – линейный и обслуживающий персонал. Представьте себе обычный день работы центра. Кто принимает звонки, кто работает с пациентами, откуда появились необходимые расходные материалы, кто следит за состоянием центра, кто контролирует дисциплину и осуществляет внутренний контроль качества. Обязательно установите МИЦ (медицинскую информационную систему) без нее медицинский центр никогда не станет бизнесом работающим самостоятельно. Все время будут терять карточки, срываться записи и уходить пациенты. Еще один важный момент кассовая дисциплина. Необходимо с первого дня работы иметь строгий учет доходов-расходов денежных средств. К сожалению, придется еще много времени и сил потратить, чтобы искоренить как простое «раздалбайство», так и откровенное воровство. Одной из особенностей российской медицины является привычка к «дополнительным» доходам. Победить это невозможно, необходимо сделать поправки на этот фактор и правильно составить мотивационную и окладную схему.
18. Подготовка ТЗ на разработку фирменного стиля и образа медицинского центра
Рынок медицинских услуг один из самых высококонкурентных. Даже если в медицинской организации лучшие врачи и лучшее оборудование, необходимо лучшим образом об этом рассказать. Создать правильный образ. Доверьте это профессионалам. Исправлять неправильное первое впечатление будет дороже.
19. Создание структуры сайта и разработка контента
Без собственного интернет-ресурса сегодня медицинскому центру просто не выжить. Даже если медицинский центр найдут по другим каналам, пациент все равно пойдет в Интернет почитать отзывы, а также посмотреть как выглядит медицинский центр. Мы знаем как рассказать о медицинском центре на языке пациента.
20. Получение письма о выдаче лицензии.
Поздравляем! Теперь вы официально можете начинать работу.