Каждый раз, когда удается пообщаться с собственниками медицинского бизнеса задается вопрос: «Как вы оказались в медицине?». Звучит почти «как вас угораздило».
И это правда, на наш взгляд медицинский бизнес не только сложный, но и социально ответственный. Он требует определенных обстоятельств для попадания в него, готовность инвестировать, а также большое желание помогать другим людям.
Как правило, присутствуют, следующие причины прихода в медицину:
- Наличие собственного помещения, подходящего для клиники.
- Мечта детства (хотелось стать врачом).
- Болезнь своя или родственников, личная причина, заставляющая открыть клинику «почти для себя».
- Наличие собственного медицинского прошлого.
- Позвали соучредителем другие увлеченные медициной.
- Близкие родственники врачи, центр открывается для них.
Этапы развития клиники.
Первый шаг – открытие клиники.
Самое важное для создание собственной клиники – это наличие помещения, опытных врачей, которые готовы к сотрудничеству с будущими владельцами клиники, понимание какие услуги будут предлагаться рынку, минимально необходимый объем оборудования и, обязательно, наличие инвестора или собственных средств, которые будут покрывать расходы первого времени.
Дальше уже проще. Даже в поиске и привлечении пациентов технологий сегодня много. Те, кто открывался 5-6 лет назад работали в более сложных условиях. Конечно, есть другая проблема, как разобраться во всем многообразии методов продвижения, но это руководителей и собственников ждет на втором шаге.
Второй шаг – результативные услуги клиники.
На втором этапе надо определить набор продуктов, которые будет предлагать медицинский центр, какие способы и каналы будут применяться для продвижения, какие уникальные особенности есть у медицинского центра, как будут мотивироваться врачи, как будет оплачиваться работа других специалистов.
На этом шаге бизнес только развивается, все полны энтузиазма и предвкушают отличные результаты. Очень важно, чтобы был положительный настрой и большое желание что-то создать новое, благодаря этому на рынке появляются новые и креативные проекты и продукты, которые меняют будущее всей частной медицины. Только надо обязательно определиться с продуктами клиники.
Это не просто прайс – лист или услуги, это как правило последовательно медицинских услуг, которые позволяют пациенту получить ощутимый и измеряемый результат. Именно пациенту и именно результат.
Например, комплексные программы диагностики, так называемые Check-Up, годовые программы прикрепления, годовые сертификаты на стоматологическую помощь и другие способы заставить пациента выбрать вас надолго. Как правило интернет-сайт и группы в соц.сетях появляются на этом шаге, потому что уже есть достаточное понимание какими возможностями обладает клиника и что предлагается пациентам.
Исходя из набора продуктов должны появиться корректировки в бизнес-плане, и главное, врачи и руководители должны окончательно договорится как будет оплачиваться работа.
Парадоксально, но часто в момент создания проекта договориться не могут, так как еще не о чем. Затем некогда все представить и посчитать, а потом возникают первые трудности развития – нет пациентов, не работает реклама, меняется состав сотрудников и возникает напряжение в отношениях. Помните: кадры решают все, особенно в медицине, поэтому надо всегда находить время на доброе слово в сторону персонала, а также на расчеты программы мотивации.
Шаг третий – начало развития клинки.
Если клиника добралась до третьего шага, значит все будет хорошо. На третьем шаге происходить формирование «конвейера оказания услуг». Врачи, медсестры и администраторы притираются друг к другу и к руководству. Все личности перестают быть одинаково угодливыми и любезными, люди раскрываются и становятся самими собой. Как правило молодая клиника на этом этапе только приближается к возможности выйти в ноль, а прибыль еще только в будущем, но уже на этом этапе угадываются ближайшие перспективы. Если руководитель смог собрать и удержать команду, избавил ее от интриг и внутренних противоречий, то все трудности третьего шага получится преодолеть. А проблемы как правило можно выразить одним вопросом: Где взять побольше пациентов?
Главное не поддаваться унынию, это этап роста, надо просто скрупулёзно отбирать партнеров для продвижения и заложить бюджет на обучение сотрудников. Проводить тренинги для администраторов и врачей, поддерживать своих работников правильными словами. Тогда все вместе достигнут следующего шага.
Четвертый шаг – удержание прибыли.
О, да! Клиника вышла в плюс, постепенно, усилиями всех сотрудников она пришла к положительному балансу. Хорошая новость, вы вошли в маленький клуб прибыльных клиник. Но и здесь нельзя расслабляться. Опасностей много: смена собственника, уход наиболее маржинальных врачей, воровство, наезды со стороны проверяющих организаций. О том, что у вас все хорошо им уже известно и они ищут способы близкого знакомства с вами. Решением многих проблем становится постоянный контакт с коллективом.
На этом этапе у руководителя есть вероятность заболеть «звездной болезнью». Очень часто заслуги всего коллектива сознание директоров и главврачей, особенно, кому пришлось преодолеть сложные этапы бизнеса, говорит им, что все хорошее в клинике происходит благодаря им, а в негативе виноват коллектив. Не попадайтесь в ловушку этого соблазна, вы потеряете связь со своими сотрудниками, а в худшем случае упустите сам бизнес.
На этом этапе потребуется не просто обучение сотрудников, но проведение стратегической сессии, где вы сможете свое виденье развития бизнеса транслировать сотрудникам, но не в декларативной форме, а с помощью ведущего. Хорошая стратегическая сессия позволяет выработать отличную и согласованную схему дальнейших действий. Это объединяет и дает силы двигаться дальше.
Пятый шаг – развитие новых направлений.
На этом шаге оглядываясь назад вы наверняка подумаете, как я мог сделать столько ошибок, ведь все очевидно было. Поздравляю! Вы теперь видите то, что не могли видеть раньше. На этом этапе вы уже думаете о новых центрах, если вы собственник или о развитии новых направлений, если вы руководитель. Это замечательный этап, назовем его Зрелость. Как правило, это 5-й год существования клиники. Пациенты уже вас знают, есть своя база. Устоявшийся коллектив. Но и здесь есть риски, у вас должен быть интерес двигаться дальше, двигаться со скоростью бизнеса, не толкая его сильно вперед. Помните, МироМед? А ведь они добрались до 5-го шага, но что-то не задалось, и между собственниками, и в стратегии бизнеса.
На 5-ом шаге требуется виденье развития, новые идеи и новые люди… Здесь хорошо работает персональный коучинг, а также проведение стратегических сессий узким кругом руководителей и собственников. Развиваясь сами, вы развиваете бизнес.
Медицинский бизнес требует большой любви и внимания, в ответ он подарит вам десятилетия устойчивой прибыли, новые связи и уверенность в том, что вы делаете в своей жизни действительно полезное дело. Набирайтесь смелости и делайте первый шаг!